Законодательное регулирование сферы закупок и организационные основы деятельности заказчика
ШЕСТАЯ ЛЕКЦИЯ
Тема: Законодательное регулирование сферы закупок и организационные основы деятельности заказчика
Содержание лекции
  1. Положения гражданского законодательства
  2. Положения бюджетного законодательства
  3. Положения земельного законодательства
  4. Положения трудового законодательства
  5. Положения административного законодательства
Положения гражданского законодательства
Гражданский кодекс Российской Федерации – федеральный закон, который регулирует гражданско-правовые отношения.
Гражданский Кодекс Российской Федерации определяет
  • правовое положение участников гражданского оборота
  • условия деятельности предпринимательских структур
  • основания возникновения и порядок осуществления прав - собственности, аренды и т.д.
  • договорные и иные обязательства
  • правоотношения – поставка товара, выполнение работ, оказание услуг и т.д.
Гражданский Кодекс Российской Федерации
  • ч. 1 - гражданские права и обязанности, юридические лица, право собственности, сделки и договоры
  • ч. 2 - обязательства
  • ч. 3 - наследование и международное частное право
  • ч. 4 - интеллектуальная деятельность
Принципы гражданского законодательства:
  • Принцип равенства участников отношений, регулируемых гражданским законодательством
  • Принцип неприкосновенности собственности
  • Принцип свободы договора
  • Принцип необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав и исполнения обязательств
  • Принцип обеспечения восстановления нарушенных прав и судебной защиты
  • Принцип добросовестности
  • Принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств
Способы защиты гражданских прав:
  • Признание права
  • Восстановление положения, существовавшего до нарушения права
  • Признание оспоримой сделки недействительной
  • Признание недействительным акта государственного органа или местного самоуправления
  • Возмещение убытков
  • Взыскание неустойки
  • Прекращение или изменение правоотношения
  • и т.д.
Объекты гражданских прав:
  • Вещи, деньги и ценные бумаги
  • Иное имущество
  • Имущественные права
  • Результаты работ и оказание услуг
  • Интеллектуальная собственность
  • Нематериальные блага
Закупки – гражданско-правовое регулирование
  • Необходимо создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности
  • Установление данного принципа связано с тем, что заказчики осуществляют специальные виды деятельности, имеющие публичную значимость, связанные с осуществлением задач и функций, предметов ведения государства и местного самоуправления
Статья 525. Основания поставки товаров для государственных
или муниципальных нужд
  1. Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта
  2. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки

К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим параграфом, применяются иные законы.

Договор

Условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов.

Статья 449. Основания и последствия признания торгов недействительными
Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение 1 года со дня проведения торгов.

Торги могут быть признаны недействительными в случае, если:
  • кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах
  • на торгах неосновательно была не принята лучшая предложенная цена
  • договор был заключен ранее указанного в извещении срока
  • были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи
  • были допущены иные нарушения правил, установленных законом
Положения бюджетного законодательства
Выделение бюджетных средств
Выделение бюджетных средств характеризуется специфическими формами их предоставления и основано на принципах БК РФ:
  • плановость – предварительная разбивка на периоды в соответствии с государственными или муниципальными планами и программами
  • целенаправленность – выделение бюджетных средств строго по целевому назначению на основе закона (решения) о соответствующем бюджете
  • финансирование по мере выполнения работ и услуг, т.е. выделение бюджетных средств поквартально или ежемесячно с учетом использования ранее отпущенных средств и в соответствии с фактическим выполнением заданий, их количественными и качественными характеристиками
  • соблюдение финансовой дисциплины

Планирование государственных закупок в соответствии с правилами Бюджетный Кодекс Российской Федерации

Планы-графики формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов, закона субъекта РФ о бюджете, муниципального правового акта о местном бюджете.

Требования к расходованию бюджетных средств
  • Каждый получатель бюджетных средств имеет полную информацию о своих объемах финансирования ежегодно
  • Для реализации мероприятий долгосрочных целевых программ получатели бюджетных средств ежегодно получают необходимую часть средств для осуществления мероприятия текущего года
  • Государственные и муниципальные заказчики, работающие в рамках контрактной системы, для приобретения необходимых товаров, работ и услуг обязаны заключать государственные и муниципальные контракты
Бюджетный Кодекс Российской Федерации Статья 72. Осуществление закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных (муниципальных) нужд
Требования:
  • следовать положениям БК РФ
  • проводить только запланированные закупки на основании
  • плана-графика закупок
  • вести реестр контрактов и реестр договоров
Положения земельного законодательства
Бюджетный Кодекс Российской Федерации Статья 72. Осуществление закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных (муниципальных) нужд
  • Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств
Земельное законодательство
  • Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса, федеральных законов и нормативных актов субъектов РФ
  • Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента РФ и постановлениями Правительства
В соответствии со ст. 6 ЗК РФ объектами земельных отношений являются:
  • земля как природный объект и природный ресурс
  • земельные участки
  • части земельных участков
Земельные участки
  • Земельный участок – часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке
  • Земельный участок может быть делимым и неделимым
  • Земельный фонд РФ – это вся территория РФ в пределах государственных границ страны, единый природный объект, обладающий различными качествами и природными свойствами, представляющими народно-хозяйственный интерес
Муниципальная собственность
  • В муниципальную собственность – городам, районам передаются земли, находящиеся в государственной собственности
  • Основания для передачи – решения органов власти, перераспределение земель, выкуп у владельцев и т.д.
  • Управление и распоряжение муниципальными землями осуществляется органами местного самоуправления
Участники земельных отношений
  • Собственники земельных участков
  • Землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования
  • Землевладельцы – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения
  • Арендаторы земельных участков
  • Обладатели сервитута – лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут)
  • Правообладатели земельных участков – собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков
Положения трудового законодательства
Трудовое законодательство
  • Это совокупность правовых норм, регулирующих трудовые отношения
  • Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей
Специальные требования к работникам – сотрудникам контрактных служб, контрактным управляющим, членам закупочных комиссий
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.09.2015 г. № 625н В профстандарте «Специалист в сфере закупок» описаны 4 трудовые функции:
  • обеспечение закупок – предварительный сбор данных о потребностях,
  • ценах на ТРУ, подготовка закупочной документации и обработка результатов процедур
  • проведение закупок – обоснование, непосредственное проведение процедур
  • экспертиза – проверка соблюдений условий контракта, проверка качества
  • контроль в сфере закупок
Какой уровень образования нужен сотруднику контрактной службы
Сотрудникам контрактной службы/ контрактному управляющему обязательно иметь высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ, п. 2.5 Типового положения о контрактной службе, утв.

Приказом № 158н.
Не менее половины членов закупочных комиссий должны пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также обладать специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

ч. 5 ст. 39 Закона № 44-ФЗ

Вопрос об образовании остальных сотрудников заказчика, участвующих в организации закупок, не урегулирован законом.

Обязаны ли государственные/ муниципальные заказчики применять профстандарты
Обязанность применять профессиональные стандарты предусмотрена трудовым законодательством в части требований к квалификации работника в том случае, если это условие установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ.

Для профессий, названных в стандартах – специалист и эксперт

в сфере закупок, законы и нормативные акты таких требований не содержат.

Положения Административного законодательства
Задачи законодательства об административных правонарушениях
  • Защита личности
  • Охрана прав и свобод человека и гражданина
  • Охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения
  • Защита общественной нравственности
  • Охрана окружающей среды
  • Охрана установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности
  • Охрана собственности
  • Защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений

Административные нарушения в сфере государственных закупок

  • Статья 7.29. Несоблюдение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика
  • Статья 7.29.1. Нарушение порядка определения начальной (максимальной) цены государственного контракта по государственному оборонному заказу или цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа
  • Статья 7.29.2. Отказ или уклонение поставщика от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу, договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа
  • Статья 7.29.3. Нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок при планировании закупок
  • Статья 7.30. Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
  • Статья 7.31. Нарушение порядка ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, реестра недобросовестных поставщиков
  • Статья 7.31.1. Нарушение порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, блокирования операций по счету участника закупки, порядка ведения реестра участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке, правил документооборота
  • Статья 7.31.1. Разглашение оператором электронной площадки, должностным лицом оператора электронной площадки информации об участнике закупки до подведения результатов электронного аукциона
  • Статья 7.32.1. Нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) для государственных нужд по государственному оборонному заказу
  • Статья 7.32.3. Нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
Нарушения в сфере закупок – Закон № 135-ФЗ о защите конкуренции
Запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции в сфере закупок:
  • создание участнику/участникам преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации
  • нарушение порядка определения победителя закупочной процедуры
  • необоснованное ограничение количества участников закупок
Сроки обжалования
Жалоба на положения документации подается до окончания срока подачи заявок на участие в торгах.

Жалоба на действия, совершенные после указанной даты, подается в период проведения торгов, но не позднее 5 дней со дня, следующего за днем размещения в ЕИС протокола подведения итогов.

Такую жалобу может подать исключительно участник торгов, подавший заявку.

Порядок обжалования
ЕИС:
  • Жалоба подается с использованием единой информационной системы
  • За исключением закрытых способов и случаев неразмещения информации и документов в ЕИС – в таких случаях жалоба подается в письменной форме
Обжалование действий оператора ЭТП 
Жалоба на действия (бездействие) оператора электронной площадки, совершенные при аккредитации участника закупки на электронной площадке, может быть подана не позднее 5 дней со дня совершения обжалуемых действий (бездействия).

Обжалование заключения контракта  

Жалоба на действия (бездействие) заказчика, совершенные при заключении контракта после размещения в ЕИС протокола подведения итогов, может быть подана участником закупки, с которым заключается контракт, не позднее даты заключения контракта.

Принятие жалобы
ЕИС:
Не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за днем размещения жалобы в реестре, ФАС России разместит в реестре следующие сведения:
ч. 8 ст. 105 Закона № 44-ФЗ:
  • о принятии жалобы к рассмотрению с указанием даты, времени и возможности использовать системы видео-конференц-связи
  • об отказе в принятии жалобы к рассмотрению по существу с соответствующим обоснованием

Задать вопрос спикеру


Нажимая на кнопку, выдаете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Оценить лекцию


Поставьте оценку данной лекции
Плохо
Отлично